Отправить запрос

10.07.2017
 
Энергетика и промышленность России: Владимир Вернигор: «Улучшения качества проектных материалов не произошло»

 
Энергетика и промышленность России
 
«Мы вынуждены отметить, что данные мониторинга неутешительны, поскольку каждый пятый проект, представляемый на государственную экспертизу, содержит ошибки проектирования», — сообщило руководство Главгосэкспертизы России, комментируя итоги 2016 г.
 
В частности, ежегодно эксперты ведомства выявляют тысячи ошибок, которые в случае их реализации могли бы привести к сотням аварий с тяжелыми и катастрофическими последствиями.
 
Корень проблем
 
Например, только в 2016 г. технические решения, которые могли привести к риску возникновения аварийных ситуаций, выявлены по 908 объектам, а это более чем 20 % от общего количества заявлений, констатируют специалисты ведомства.
 
Какие причины порождают столь высокий процент ошибок, ликвидация которых может обойтись в астрономические суммы, и насколько эффективен механизм предотвращения подобных рисков? Об этом рассказывает замначальника Главгосэкспертизы РФ Владимир Вернигор.
 
— Владимир Михайлович, относятся ли эти озвученные в середине весны неутешительные выводы и к объектам энергетики? Можно ли говорить о динамике числа ошибок проектирования — положительной, отрицательной или же стабильной в течение последних лет?
— Динамика количества выданных Главгосэкспертизой России отрицательных заключений показывает, что за последние шесть лет улучшения качества проектных материалов и результатов инженерных изысканий, представляемых на государственную экспертизу, не произошло. Доля отрицательных заключений в общем объеме заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не снижается и составляет примерно 20 процентов от общего числа выданных экспертных заключений.
 
Кроме того, нельзя не отметить, что проектная документация, в результате рассмотрения которой подготовлены положительные заключения государственной экспертизы, дорабатывалась проектными и изыскательскими организациями по замечаниям, выявленным в процессе проведения государственной экспертизы, с целью приведения ее в соответствие с требованиями действующих нормативных правовых актов и технических документов. А каждый четвертый комплект проектной документации после доработки вновь направлялся на государственную экспертизу (повторную).
 
Что касается того, относится ли это неутешительное заключение также к объектам энергетики, то с сожалением приходится констатировать, что эти выводы относятся в том числе и к этим проектам.
 
Кто виноват
 
— Каковы типичные причины, ведущие к получению отрицательного заключения?
— Анализ проектной документации и результатов инженерных изысканий, прошедших государственную экспертизу в Главгосэкспертизе России, приводит к выводу, что нарушения, выявленные при проведении государственной экспертизы, связанные с несоответствием установленным требованиям законодательства Российской Федерации, носят систематический характер.
 
Проектные организации не учитывают в полной мере требований, предъявляемых техническими регламентами, другими действующими нормативными документами, включая требования к составу и содержанию проектной документации и результатов инженерных изысканий, что создает предпосылки для принятия неправомерных проектных решений в части обеспечения надежности зданий и сооружений.
 
В представляемой на повторную экспертизу проектной документации устраняются не все замечания экспертов, что является наглядным подтверждением недостаточной квалификации проектировщиков и отсутствия должного контроля со стороны генеральной проектной организации и технического заказчика.
 
Основная причина низкого качества проектной документации и результатов инженерных изысканий — нехватка высококвалифицированных специалистов в штате проектной организации. Генеральные подрядные проектные организации зачастую располагают ограниченным штатом специалистов и при работе над сложными проектами привлекают многочисленные специализированные субподрядные организации. При этом их действия недостаточно скоординированы генеральной проектной организацией, что приводит к отсутствию согласованности и связанности проектных решений. Работа по таким объектам затруднена еще и по той причине, что зачастую проектные организации находятся в разных регионах и городах Российской Федерации. Как следствие, отработка замечаний экспертов — несмотря на высокий уровень развития современных средств коммуникации — не укладывается в отведенное законодательством время.
 
Следует подчеркнуть, что практически вся документация, получившая положительные заключения, доработана в процессе проведения государственной экспертизы с целью приведения ее в соответствие с требованиями действующих нормативных правовых актов и технических регламентов. Анализ выданных заключений показывает, что в процессе проведения государственной экспертизы в каждом четвертом комплекте документации выявлены существенные нарушения в части обеспечения конструктивной надежности и безопасности объектов капитального строительства.
 
Иными словами, налицо высокий процент ошибок в разработке проектных решений, реализация которых могла бы привести к техногенным авариям, наносящим ущерб окружающей среде и материальной инфраструктуре и становящимся причиной гибели и страданий людей.
 
Кроме того, практика показывает, что в представляемой на повторную экспертизу проектной документации устраняются не все замечания экспертов, что, по существу, является наглядным подтверждением недостаточной квалификации проектировщиков и отсутствия должного контроля со стороны генеральной проектной организации и технического заказчика. При этом изменения, вносимые одними специализированными организациями, не находят отражения в иных разделах проектной документации и в результатах инженерных изысканий, разрабатываемых другими субподрядными организациями.
 
— Существуют ли иные весомые факторы, влияющие на качество проектной документации?
— На качество отрицательно влияет и отсутствие у ряда проектных организаций опыта проектирования тех или иных объектов капитального строительства, что приводит к разработке заведомо ошибочных решений.
 
Проектные организации, имеющие многолетний опыт проектирования и соответствующий профилю работы штат квалифицированных сотрудников, постоянно повышают качество выпускаемой документации, своевременно устраняют выявленные недостатки, а также учитывают ранее полученные замечания по аналогичным объектам. Кроме того, такие проектные организации способны предлагать новые прогрессивные проектные решения.
 
На качестве принятых проектных решений сказывается текущее состояние нормативно-технической и нормативно-правовой базы в строительстве. Противоречия нормативных документов и постоянное внесение изменений в действующее или принятие нового законодательства приводят к их неоднозначному толкованию и, как следствие, ведут к возникновению ошибок и противоречий при подготовке проектной документации и результатов инженерных изысканий.
 
У многих застройщиков, технических заказчиков и проектных организаций возникают трудности с идентификацией объектов капитального строительства, в том числе с определением технико-экономических показателей объекта. Практика показывает, что в дальнейшем это во многом негативно сказывается на принимаемых проектных решениях, которые в результате неверной идентификации не соответствуют требованиям, установленным законодательством применительно к конкретным видам и параметрам объектов капитального строительства.
 
Резервный фонд, призванный покрыть риски аварийных ситуаций, — новая мера, ранее такого механизма в Главгосэкспертизе не было. Необходимость его формирования вызвана тем, что деятельность экспертов связана с проверками сложной проектной документации, где немаловажную роль играет человеческий фактор.
Проектная документация и результаты инженерных изысканий, представленные для проведения государственной экспертизы, проверяются, в частности, на предмет соответствия идентификационным сведениям об объекте капитального строительства, указанным в заявлении о проведении государственной экспертизы, сведениям об объекте капитального строительства, содержащимся в представленной исходно-разрешительной и проектной документации и результатах инженерных изысканий. При этом идентификационные сведения об объекте капитального строительства, указанные в исходно-разрешительных документах, должны полностью соответствовать идентификационным сведениям о нем в проектной документации и результатах инженерных изысканий, а также наименованию объекта капитального строительства.
 
— Можно ли выделить наиболее характерные недостатки?
— При анализе проектных решений, представленных на государственную экспертизу, и систематизации ошибок застройщиков, заказчиков и проектных организаций, выявленных при проведении государственной экспертизы, специалисты Главгосэкспертизы России выявили, например, такие ошибки:

  • низкое качество или отсутствие комплексных инженерных изысканий;
  • низкое качество отчетов и заключений по обследованию строительных конструкций объектов реконструкции и объектов, незавершенных строительством;
  • ошибки при проектировании фундаментов в сложных инженерно-геологических условиях;
  • необоснованно принятые конструктивные и расчетные схемы, в дальнейшем влияющие на обеспечение конструктивной надежности и безопасности зданий и сооружений;
  • игнорирование или неправильное применение норм пожарной безопасности при проектировании;
  • несоблюдение норм промышленной безопасности;
  • отступления в части соблюдения требований санитарного законодательства;
  • отступления в части соблюдения требований природоохранного законодательства;
  • отступления в части соблюдения требований по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • отступления в части технологических решений объектов различного назначения.

До настоящего времени для многих проектировщиков представляет серьезные сложности обеспечение соответствия разделов проектной документации как в текстовой, так и в графической частях, требованиям постановления правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию».
 
Качество проектной документации во многом зависит и от полноты и достоверности исходных данных, содержащихся в исходно-разрешительных документах: задании на проектирование, технических условиях на подключение объектов строительства к коммуникациям инженерного обеспечения, документации по планировке территории и иных данных.
Проектировщики допускают нарушения нормативных требований и в части применяемых методов, полноты выполнения и качества оформления результатов инженерных изысканий. В ряде случаев на государственную экспертизу поступает проектная документация, разработанная на основе технических отчетов по инженерно-геологическим изысканиям, выполненным не в полном объеме, в проекте допускаются неточности в определении вида и степени агрессивности грунтов и подземных вод, не всегда указывается категория сложности инженерно-геологических условий.
 
Отсутствие материалов предпроектного обследования технического состояния зданий и сооружений, подлежащих реконструкции, приводит к принятию ошибочных технических решений, влияющих на без¬опасность и надежность эксплуатации реконструируемых комплексов в местах их интеграции в существующие технологические и конструктивные системы.
Отмечаются нарушения строительных норм и правил, связанных с обеспечением конструктивной надежности и эксплуатационной безопасности объектов капитального строительства.
Кроме того, обобщение выводов отрицательных заключений по проектам различного назначения выявило серьезные недоработки в проектных решениях по обеспечению охраны окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности.
 
Значительная часть замечаний по проектной документации связана как с недостаточными обоснованиями принимаемых проектных решений или их отсутствием, так и с несоответствием принятых решений требованиям нормативных документов в области промышленной безопасности.
 
Что делать
 
— Насколько эффективен действующий механизм предотвращения таких ошибок? Нужны ли здесь радикальные изменения?
— Следует отметить, что в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации специалисты проектных организаций приобретают необходимый опыт, который в дальнейшем может положительно сказаться на качестве разрабатываемой ими проектной документации, поскольку происходит работа над своими же ошибками, допущенными при проектировании.
 
В порядке оказания помощи застройщикам и техническим заказчикам проектной документации, а также проектным организациям в учебном центре Главгосэкспертизы России проводятся семинары по отраслевым направлениям.
 
— Существуют ли расчеты, позволяющие говорить о стоимости предотвращенных рисков?
— В случае возникновения аварий на особо опасных и технически сложных объектах суммы ущерба, включая ущерб жизни и здоровью людей, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде, по каждому такому объекту потенциально могут достигнуть следующих значений (согласно материалам деклараций промышленной безопасности):

  • по нефтегазоперерабатывающим заводам — от 400 до 830 миллионов рублей;
  • по магистральным нефтегазопродуктопроводам — от 100 миллионов до 300 миллионов рублей;
  • по морским буровым платформам — до 1,45 миллиарда рублей.

— В 2016 году Главгосэкспертиза России создала резервный фонд, призванный покрыть риски аварийных ситуаций. Действовавшего прежде механизма покрытия рисков оказалось недостаточно? Какие именно риски «закрывает» фонд?
— Это новая мера — ранее такого механизма в Главгосэкспертизе не было. Резервный фонд фактически обеспечит покрытие рисков аварийных ситуаций, возникших в результате реализации опасных решений, если они не были своевременно выявлены экспертами в ходе проведения государственной экспертизы.
 
Необходимость формирования такого фонда вызвана спецификой работ по проведению экспертизы проектной документации: деятельность экспертов связана с проверками сложной проектной документации, где немаловажную роль играет человеческий фактор. В ходе проведения экспертизы допущенные экспертом различного рода ошибки могут привести к материальным убыткам заказчика и третьих лиц, которые могут оказаться довольно значительными и полностью ложатся на Учреждение в случае:
подачи заказчиком услуг искового заявления о возмещении ему материальных убытков, понесенных в результате ошибки эксперта;
наличия решения суда на возмещение ущерба организации, воспользовавшейся услугами государственной экспертизы и понесшей убытки вследствие непреднамеренной ошибки эксперта.
 
Таким образом, резервный фонд будет формироваться на случай каких либо упущений в профессиональной деятельности, а также с целью минимизации риска приостановки нормальной деятельности Учреждения в случае возможного превышения суммы возмещаемого ущерба над суммой денежных средств на расчетных счетах.
 
— И насколько велик размер фонда?
— В 2016 году резервный фонд Главгосэкспертизы России составил 3,2 миллиарда рублей.
 
— Насколько часты ситуации, когда проекты, содержащие аварийно-опасные ошибки, все таки одобрены экспертами и строительство «рискованных» объектов начинается?
— Такая ситуация имеет крайне низкую вероятность. В Главгосэкспертизе России работают профессионалы высочайшего уровня, и вероятность того, что они не увидят аварийно-опасное решение, ничтожно мала. Подтверждением тому служит тот факт, что за десять лет, прошедшие с принятия нашего главного постановления, постановления правительства № 145 от 5 марта 2007 года, ни на одном объекте, проектная документация по которому прошла Главгосэкспертизу России, не произошло ни одной аварии.
 
Наша цель — недопущение ошибок при проектировании объектов капитального строительства и предотвращение аварий техногенного характера, которые могут повлечь за собой гибель тысяч людей. Поэтому одной из важнейших задач Главгосэкспертизы России в процессе рассмотрения документации является проверка принятых решений на соответствие требованиям действующих нормативных правовых актов и технических документов, гарантирующим безопасность и надежность как в процессе строительства, так и при последующей эксплуатации зданий и сооружений.
 
Положительные заключения государственной экспертизы выдаются после полного устранения всех замечаний экспертов. Ведь только качественные проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненные для ее подготовки, становятся основой для обеспечения безаварийного и высокоэффективного строительства, а также последующей эксплуатации объектов, в том числе особо опасных, технически сложных и уникальных.
 
Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») — государственное учреждение, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Уполномочено на проведение государственной экспертизы проектной документации по строительству и реконструкции ряда особо важных объектов, в том числе особо опасных, технически сложных объектов и объектов капитального строительства, доля участия государства в которых составляет более 50 %.
 
В функции ведомства также входит проверка достоверности сметной стоимости строительства, оказание услуг в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.
 
Ольга МАРИНИЧЕВА